В спальных районах появились громадные циклопического размера конструкции, которые, наверное, хорошо бы смотрелись на автобанах с многоуровневыми развязками, но как-то странно выглядят на фоне ларечно-блочного пейзажа.
Возможно, в этом и есть какой-то потаенный инженерно-экономический расчет. Однако простому наблюдателю он пока не ведом.
Единственное, что могу сказать однозначно: данные творения рекламного конструктивизма однозначно привлекают к себе внимание, еще раз доказывают ничтожность и мелкоту человека и вызывают легкую оторопь. Не исключено, что все именно так задумывалось: сначала ошеломить потребителя размерами рекламоносителя, раздавить его, а потом уже раздавленному скормить само рекламное послание. Над содержанием самого послания и его оформлением в данном случае уже не надо слишком задумываться – изумленный потребитель, раскрыв рот, проглотит все, что угодно.
Кроме того, владельцы данных громадных конструкций четко рассчитали или, возможно, просто угадали психологические особенности заказчика, его потребность в самоуважении. Щит или перетяжка – это уже слишком мелко. Надо, чтобы реклама была самой большой и висела выше всех. И теперь такая возможность есть.
Что же касается творчества, то креативщики и дизайнеры теперь обходятся минимальными средствами. Наружка стала простой и максимально информативной. Необычные рисунки, нестандартные слоганы остались в прошлом. Спорить о достоинствах ли недостатках той или иной рекламы, устраивать с ее помощью скандалы, то есть делать поводом для полноценных PR-компаний, теперь бессмысленно. Теперь все просто: шины – это шины, телефоны – это телефоны, скидки – это скидки. Я ни на секунду не сомневаюсь в способностях наших рекламистов создавать шедевры. Дело, скорее всего, в другом – в заказчиках. А им в большинстве случаев гениальный креатив не слишком интересен. А уж платить за это и вовсе не хочется. Не говоря уже о наружной рекламе сомнительного содержания– конечно, раскрутка торговой марки нужна, и шум вокруг нее необходим. Однако как там все обернется – кто ж его знает? Как бы чего не вышло. Лучше мы уж просто напишем наше название и рядом поместим картинку товара, который продаем. Достаточно.
Есть и другая причина подобного минимализма. Крупным особенно московским компаниям, которые выкупают щитовую рекламу целыми пакетами, креатив и утонченный юмор не нужен: человек все равно запомнит название торговой марки. А небольшой фирмочке гениальное творение не по карману – ей лучше просто указатель поставить к своему магазину или офису.
Так что, скоро будем мы передвигаться в тени металлических колоссов на которых с трудом можно будет разглядеть: «Наши телефоны (телевизоры, шины, пельмени, квартиры, автомобили и т.д.) самые лучшие!».
Андрей Серов,
психолог-консультант,
советник по PR петербургской компании "Квартет",
уполномоченного дилера Volvo Penta