16+ /

Акции IT-компаний

Apple - $203.86

Google - $1236.37

Facebook - $178.28

Amazon - $1861.69

Microsoft - $123.37

Yandex - $37.34

Netflix - $360.35

Лучшее развлечение советских детей: игровые автоматы

18.03.2020 18:29

Индустрия интерактивных развлечений и онлайн игр, ставшая неотъемлемой частью жизни современного человека, своим появлением во многом обязана восьмибитным приставкам с пиксельными играми. Обладать этим чудом электроники в 1990-е годы мечтал любой советский мальчишка. Но задолго до создания Dendy и Sega любовь к электронным играм людям абсолютно всех возрастов прививали игровые автоматы, которые стояли в холлах кинотеатров и парках аттракционов большой страны. «Морской бой», «Снайпер», «Городки» и другие аркадные автоматы пользовались дикой популярностью в Советском Союзе, и именно с их появления можно вести хронологию становления виртуальных развлечений в России и странах СНГ.

Появление игровых автоматов в СССР

Даже самым юным свидетелям появления в Советском Союзе первых игровых автоматов сейчас уже исполнилось 50 лет. Первые образчики вершины технической мысли того времени привезли в СССР из США и Японии на Всемирную выставку аттракционов, которая проводилась в парке культуры и отдыха им. Горького. Сегодня именно их предки радуют пользователей интернета, предоставляя бесплатную возможность поиграть и приятно провести время. Сделать это можно, например, на сайте www.bonusbezdeposita.ru. В одном из павильонов выставки огромные кибернетические машины не просто показывали публике – в них разрешалось играть! Уже на следующий день вся Москва говорила о чудо-технике, а в парке культуры начали выстраиваться огромные очереди. Ежедневно выставку посещало более 10 тысяч человек.

Лучшее развлечение советских детей: игровые автоматы

Такое столпотворение не осталось незамеченным властью, и Министерство культуры СССР решило выкупить привезенные экспонаты. Но их не отдали в пользование народу, а разобрали на части, изучили использованные в них технологии и запустили в производство собственные игровые автоматы.

Особенности советских игровых автоматов

Сейчас подобные действия признали бы воровством интеллектуальной собственности, но в те времена страна была закрыта для представителей мирового сообщества, и мало кто задумывался о лицензировании технологий. По сути, именно тогда в Советском Союзе сделали первую игровую локализацию. Справедливости ради, стоит сказать, что советские инженеры внесли несколько существенных дополнений в работу игровых автоматов. Большинство изменений было сделано по идеологическим соображениям:

Было решено отказаться от записи в память машин лучших игровых результатов, чтобы не создавать дополнительный ажиотаж вокруг рейтингов победителей. В то время в стране признавалось только одно соревнование – социалистическое. Отказ от этой функции оказался крайне недальновидным, учитывая какой популярностью сейчас пользуется именно соревновательный элемент в интерактивных развлечениях. Но тогда о киберспорте, естественно, никто еще и слыхом не слыхивал.

Материальные поощрения за успешную игру тоже было решено отменить. Американские прототипы выдавали за победу поощрительные призы – конфету или маленькую игрушку. Советские идеологи решили, что игра сама по себе неплохая награда для людей, да и налаживать поставки пусть даже копеечных безделушек для загрузки в автоматы – не лучшая идея для страны, повсеместно испытывавшей товарный дефицит. Конструкторам было дано указание без сожаления расстаться с этим пережитком собственности из капиталистического мира.

С особым вниманием инженеры отнеслись к конструкции монетоприемников. Западные версии автоматов не предполагали учета внесенных за игру денег. Но в США игровые машины принадлежали частным компаниям, а в СССР должны были стать социалистической собственностью, над которой нужно установить государственный контроль. Власти не захотели раздавать игрокам призы, но собирались учитывать доходы, полученные от еще не зародившейся тогда армии геймеров, и в игровые автоматы были установлены счетчики монет.

Подверглись переработке и сюжеты игр. В стране не могли появиться чуждые социалистической эстетике развлечения, поэтому, сохраняя основные принципы игровой механики, первые советские разработчики игр максимально приблизили содержание развлечений к понятным советскому человеку реалиям. Так, например, появился игровой автомат «Репка», оригинальная версия которого была обычным силомером. Но удары кулаком по боксерской груше или молотом по пружине были связаны с внешним проявлением агрессии. Конструкторы «смягчили» форму взаимодействия с автоматом и само название машины, превратив силовой аттракцион в забаву из фольклора – человеку предлагалось тянуть на себя пружину высокой жесткости, как герои народной сказки вытягивали из земли репку.

Кто выпускал советские игровые автоматы

Производство игровых автоматов в СССР поручили предприятиям оборонного комплекса. Во-первых, они по роду своей деятельности уже имели опыт работы с электронными системами, во-вторых, эти заводы нужно было снабжать госзаказами, а оружия в стране и так хватало. Всего в Советском Союзе было 22 таких предприятия на территории разных республик. Заказы для них распределяло специально созданное для этих целей объединение «Союзаттракцион». Первыми автоматами стали «Морской бой» и «Снайпер». Производство было запущено в 1973 году и продержалось до развала СССР. Каждая такая машина стоила от 2,5 до 4 тысяч рублей, что было сравнимо со стоимостью автомобиля «Жигули».

Советский бизнес на игровых автоматах

К концу 1970-х годов громоздкие машины с электронными играми были установлены в стране практически повсеместно, но люди по-прежнему воспринимали их как чудо техники. Автоматы размещались в кинотеатрах и холлах гостиниц, на вокзалах, в аэропортах, парках развлечений и везде привлекали к себе повышенное внимание публики. В любое время дня и ночи в случае свободного доступа к территории, где стояли электронные монстры, вокруг игровых автоматов непременно толпился народ. Государство в лице объединения «Союзаттракцион» начало зарабатывать немалые деньги на играх.

В Советском Союзе было принято все четко планировать, и сия доля не обошла игровые автоматы. Когда они устанавливались в парках аттракционов и кинотеатрах, ожидаемая выручка с каждой машины закладывалась на уровне 3 рублей в день, а одна игра повсеместно стоила 15 копеек. Таким образом, «Союзаттракцион» рассчитывал, что за день на каждой машине будет запущено всего 20 игровых сессий. На деле автоматы практически не простаивали впустую. Паузы между играми были минимальными, а за возможность пострелять по кораблям или погонять на гонках в очередях нередко случались конфликты. Прибыль с одного автомата достигала 500 рублей в день. Тогда-то «Союзаттракцион» и оценил заблаговременно пришедшую в голову советским конструкторам идею оснастить монетоприемник счетчиком.

Какие игровые автоматы выпускались в СССР

Нащупав золотую жилу, «Союзаттракцион» начал заказывать не только дополнительное производство уже проверенных игр, но и разработку новых автоматов. Всего с 1973-го по 1991-й год было создано более 70 видов «аттракционов малой формы». Среди них были механические, электромеханические и телевизионные. Наибольшей популярностью пользовались электромеханические машины, хотя среди наиболее полюбившихся публике автоматов были и устройства другого вида:

«Баскетбол». Механический автомат, рассчитанный на двух игроков. Пользовался бешеной популярностью. Участники поединка должны были попадать мячиками в корзину из лунок, размещенных на различных участках игрового поля.

«Морской бой». Пожалуй, самый популярный и часто встречающийся электромеханический игровой автомат в Советском Союзе. Его производством занимался Серпуховской радиотехнический завод, который за два десятилетия выпуска этой машины довольно сильно модернизировал конструкцию и иногда менял название (известные модификации – «Морская дуэль» и «Торпедная атака»). Однако суть игры всегда оставалась прежней: при помощи перископа нужно было отслеживать вражеские корабли на экране и стрелять по ним торпедами.

«Магистраль». Электромеханический аттракцион с двумя рулями и педалями, который позволял игрокам выявлять лучшего в гонках по извилистым виртуальным трассам. Выбор автомобиля в игре не был предусмотрен, зато можно было усложнить задачу за счет особых режимов – гололед и ночное вождение.

«Снайпер». Еще один электромеханический хит советского времени. На экране появлялись цели, которые нужно было поразить при помощи похожей на настоящую винтовки. Во избежание эксцессов оружие было прикреплено к игровому автомату толстым металлическим тросом.

«Городки». Оригинальная разработка советских конструктов по мотивам популярной в то время одноименной спортивной забавы. Игрок управлял движением виртуальной биты при помощи рычага и делал бросок нажатием на кнопку. Ударом нужно было разбить одну из 15 городошных фигур на экране автомата. Сложность заключалась в том, что фигуры из городков перемещались по экрану с разной скоростью.

Вклад советских конструкторов в игровую индустрию

Популярность игровых автоматов в стране строящегося коммунизма достигла таких высот, что некоторые конструкторские бюро сосредоточились только на разработке новых электронных игр и оборудования для них. Вершины технической мысли на тот момент удалось достичь коллективу украинского завода «Промприбор» в Виннице. С конвейера этого предприятия вышло устройство со сменными игровыми программами. По сути, это был прототип современных игровых консолей. За все время существования автомата для него было выпущено 12 игр! Разработчикам хватило фантазии создать уникальный игровой автомат, а вот подходящих идей по поводу наименования для этого электронного чуда не нашлось: машина вошла в историю под названием ТИА-МЦ-1.

Подобные эксперименты проводились еще на двух заводах, в результате чего на свет появились устройства «Спектр» и «Фотон» с тремя сменными играми для каждого.

Эпоха забвения

После распада Советского Союза производство игровых автоматов сошло на нет: людям уже было не до развлечений, да и монеты, которые использовались для запуска игр, обесценились и превратились в никому не нужную мелочь. На смену общественным аттракционам малой формы пришли персональные домашние приставки с картриджами, которые стали главной ценностью для мальчишек на постсоветском пространстве. Об эпохе игровых автоматов сожалели только склонные к ностальгии люди, чье детство пришлось на время расцвета этого вида интерактивных развлечений.

Что стало с советскими игровыми автоматами

На сломе эпох во времена крупных экономических потрясений кинотеатры и парки аттракционов закрывались или переоборудовались под торговые ярмарки, а ставшие никому не нужными игровые автоматы без сожаления выбрасывались на свалки. Именно оттуда годы спустя кибернетические машины перекочевали в Музей советских автоматов. Сейчас коллекция этого заведения, филиалы которого открыты в Москве и Санкт-Петербурге, насчитывает несколько десятков экспонатов. Создатели музея постарались восстановить и отремонтировать найденные устройства, и во многие из них сейчас снова можно играть. Как это было и в Советском Союзе – за 15-копеечную монету!

Еще одним интересным проектом, который направлен на возрождение атмосферы игровых залов исчезнувшей страны, стало создание эмулятора «Советские игровые автоматы». Его разработала студия Sky Horse Games, которая перенесла на современные устройства семь игр из своего детства.

Космические новости

Транспорт и концепты

Роботы и нейросети

Наука и мир ученых

Программное обеспечение

Железо и комплектующие

Смартфоны и гаджеты

Игровая индустрия и спорт

Интернет и новости