Акции IT-компаний
Apple - $203.86
Google - $1236.37
Facebook - $178.28
Amazon - $1861.69
Microsoft - $123.37
Yandex - $37.34
Netflix - $360.35
Кинематограф и массовая культура сформировали у нас множество стереотипов. Часть из них мы уже давно разрушили, но некоторые еще живут в наших умах. Какие-то из этих стереотипов касаются автомобилей. На днях, после просмотра одного из фильмов, я решил, что надо обсудить штампы, которые не имеют ничего общего с реальностью. Например, повороты с заносами и взрывы на ровном месте. Конечно, на экране это смотрится красиво, но в реальной жизни это так не работает.
Самый стандартный шаблон, который мы видели особенно часто в боевиках девяностых, это взрывающиеся машины. Часто они взрывались буквально от того, что просто врезались во что-то. Казалось, что на эту машину с завода надо было наклеить таблички об огнеопасности и не выпускать на дороги без сопровождения.
Конечно, теоретически взрыв автомобиля при аварии возможен, но особенно взрываться там нечему. Бензин, скажете вы, и будете правы. Он действительно огнеопасен и может очень резко воспламениться. То есть взорваться. Вот только бензобак находится под задним сиденьем и машина крайне редко деформируется настолько, чтобы бак действительно пострадал. Плюс автопроизводители много работают над тем, чтобы обезопасить водителя и пассажиров от такого неприятного удара судьбы.
Куда чаще машина по разным причинам загорается, но все равно, даже возгорание далеко не всегда приводит к взрыву. Тут должно сойтись очень много факторов. Зато в кино машина взрывается чуть ли не от малейшей царапины. Да еще так, что разлетается на пару кварталов. Смотрится эффектно, но несколько лет назад создатели фильмов стали отходить от такого подчеркнутого драматизма, стараясь делать аварии более реальными. Молодцы, что еще можно сказать?
Еще один миф, связанный с бензином и автомобилями, тоже берет свое начало в девяностых и появился в боевиках, которые не всегда можно было назвать первосортными. Суть заключается в том, что попадание пули в бензобак автомобиля в обязательном порядке ведет к взрыву последнего.
Пару раз, не помню в каких фильмах, я даже видел, как в прицеле был показан лючок бензобака, в следующем кадре палец нажимал на курок, после чего машина взрывалась. Получается, или создатели фильма не знают, что от крышки бензобака до него самого минимум несколько десятков сантиметров труб, или так просто красочные, и авторы не знали, как лучше объяснить, куда именно направляется пуля.
Даже, если пуля попадает в сам бак, почти наверняка ничего не произойдет. Были даже случаи, когда во времена блокадного Ленинграда по льду шли машины с топливом, и водители, заметив немецкие самолеты, выскакивали из кабины и расстреливали цистерны. Звучит немного дико, но именно так, разлив топливо, можно были защитить его от подрыва в случае попадания снаряда. От такого попадания цистерна с топливом действительно может взорваться, но там уже действуют другие разрушающие силы.
После фильмов вроде “Форсаж”, “Жажда скорости” и некоторых других, люди поверили в то, что мощный двигатель является главным залогом скорости автомобиля. На самом деле, опять мимо.
Мощность двигателя действительно важна для максимальной скорости, но кроме этого есть масса других факторов. Главным из них является аэродинамика. Если аэродинамика машины будет где-то между кирпичом и трамваем, она не сможет быстро ехать. Разогнаться да, но не ехать. Кстати, для разгона мощность тоже далеко не самый важный показатель. В этом вопросе куда важнее крутящий момент, но это уже тема для отдельного разговора.
Согласно второму закону Ньютона, с увеличением скорости кинетическая энергия тела начинает расходоваться не только на трение между телом и средой, но и на перемещение объема газа или жидкости впереди тела. В этом режиме сила сопротивления становится пропорциональной квадрату скорости.
Приближенно получаем, что при увеличении скорости в два раза, увеличение сопротивления будет в четыре раза. Разгоняемся в пять раз, сопротивление возрастает уже в двадцать пять раз и так далее. То есть аэродинамика после определенного значения становится едва ли не более важной, чем мощность двигателя. Именно поэтому в автоспорте мотористы решают многое, но не все. Разобрались и закрыли вопрос.
В некоторых фильмах показывается момент, когда машина трогается с места очень быстро. Для того, чтобы подчеркнуть динамику сцены, создатели подчеркнуто демонстрируют, что машина трогается с пробуксовкой и большим количеством дыма из под колес.
Данный прием тоже не имеет ничего общего с реальной жизнью. Дело в том, что любая пробуксовка — это порча резины и потеря максимального ускорения. Для того, чтобы разгон был максимальным, скорость вращения колеса должна быть всего на 8-12 процентов быстрее скорости обычного качения на этой скорости движения. Все остальное — потеря времени.
Пробуксовка на месте может быть актуальной только, если резину надо быстро прогреть для большего зацепа. Такой вариант возможен, но это действие производится перед стартом, а не во время его. Кроме этого, надо не перегреть резину, иначе она покроется коркой и сцепление станет еще хуже.
Еще одно заблуждение, связанное с погонями, заключается в заносах. Часто можно увидеть сцену, когда автомобили быстро едут по городу и каждый поворот проходят с заносом. На самом деле, чем выше сцепление с дорогой, тем важнее проходить поворот на грани скольжения по максимально пологой траектории. Если говорить упрощенно, до апекса (точки максимального скругления траектории) надо тормозить, после него — разгоняться. Все остальное — потеря времени. На гравии или песке скольжение возможно, но оно должно быть четко выверенным и опять же без лишних движений.
На деле показ заносов в кино является не более чем художественным приемом, призванным подчеркнуть динамичность сцены. В реальной жизни такого угонщика/преступника/лихача давно догнали бы. Иногда можно даже увидеть, как машина сильно теряет скорость слишком сильно выставившись в повороте, после чего водитель выравнивает руль и начинает снова разгоняться.
Доказательством того, что это абсолютно неэффективный способ прохождения поворотов, является автоспорт. Кроме грунтовых раллийных гонок, во всех соревнованиях повороты проходятся именно на грани скольжения, а не за этой гранью.
Часто в кино показывается, что автоспорт это легко. То есть прямо это не говорится, но показывается, что гонщики появляются из неоткуда. Пару недель назад он сел за руль, а сейчас уже выступает на трассе с пилотами, которые всю жизнь тренировались.
Отчасти из-за таких демонстраций многие думают, что автоспорт это легко. Логика проста — там не надо бегать, не надо прыгать, не надо думать, да и водить почти все умеют. Вот только водить гоночную машину по трассе это совсем не то, что Форд Фокус по МКАД.
Сказанное выше в полной мере относится и к автогонкам. Быстро ехать по прямой это одно, а проходить повороты на скорости более 200 км/ч, сидеть два часа в кокпите при температуре более 50 градусов и испытывать перегрузки, как у летчиков-истребителей, это совсем другое.
Еще одним примером является то, что машины формульных классов с развитой аэродинамикой могут пройти поворот на скорости 50 км/ч, но не могут сделать этого на скорости 100 км/ч. Пока звучит логично, но пилоту надо заставить себя войти в этот поворот на скорости 180-200 км/ч. В этот момент начинает работать аэродинамика, которая генерирует прижимную силу и позволяет быстро пройти поворот.
Вот так все нелогично и сложно. Именно поэтому классных пилотов не так много. Даже, если взять все относительно крупные чемпионаты, наберется две-три сотни действительно крутых гонщиков, которые занимаются этим всю жизнь, проходя множество отборов и каждый раз оказываясь лучше остальных. Сложно представить, как новичок может сделать это почти сразу.
Часто в кино можно увидеть, как машина подпрыгивает при столкновении с другой машиной. Сложно представить себе это в обычной жизни. Например, какой-то обычный автомобиль сталкивается со спортивным. В итоге первый подлетает, якобы наехав на низкий нос второго.
Конечно, если нос автомобиля ниже бампера того, который на него наезжает, и при этом он имеет абсолютную прочность, такое будет возможно, но в реальности это очередной миф. Весь обвес разрушится и все. Не более того.
Как правило, такие прыжки снимают в комедиях и подчеркивают иронию фильма, но есть и фильмы, в которых все серьезно. Например, в одной из сцен фильма ”Гонщик” с Сильвестром Сталлоне и Тилем Швайгером вполне серьезно показано, как одна машина во время гонки американской серии CART врезается в другую, которую развернуло против хода, и просто взлетает в воздух. Это выдумка, так как носовой обтекатель очень легко ломается при контакте, а дальше силовая рама машины достаточно угловата для такого подброса.
Что касается именно этого фильма, можно сказать, что это просто кладезь ляпов. После его просмотра становится понятно, почему Берни Экклстоун не дал прав снимать фильм о Формуле-1. Посмотрите фильм, там есть большинство ляпов, описанных в этой статье. Хотя, если закрыть на них глаза, фильм получился не самым плохим.
Последним пунктом поговорим о том, что машины тонут в воде. Конечно, они тонут, ведь они железные. Тут даже не будут актуальны шутки про ВАЗ, так как и он тонет, поверьте. Проблема в том, что в кино машина часто идет камнем на дно. Ни у нее, ни у пассажиров нет шансов.
В реальности не все так логично. Машина пойдет на дно очень медленно. Связано это с тем, что в салоне много воздуха, который будет держать машину на поверхности до тех пор, пока вода не проникнет внутрь и плавучесть всей конструкции не станет отрицательной. Как правило, на это требуется не менее двух минут. Если герметичность машины не очень хорошая, утонет она быстрее, но все равно речь не идет о нескольких секундах.
Мы уже говорили о наших заблуждениях относительно хирургов и мифах, касающихся кинематографа в целом, а теперь разобрали примеры того, как нас вводят в заблуждение относительно автомобилей.
Зачастую это бывает сделано специально, так как драматизм сюжета надо передать особым образом. Бытовые сцены в кино тоже выглядят не так, как в жизни. Винить за это режиссеров нельзя.